Жиртуева Наталья Сергеевна
о себе Контакты
Общий список Монография Публицистика
Просто мудрость Притчи
Культурология Религиоведение Философия Философские проблемы науки и техники Философские проблемы научного познания Рекомендовано к чтению и просмотру
Монография -> Новое
Что мешает человеку
быть счастливым
и приносит страдания?
Существует ли
единое начало религий
и в чем оно выражается?
Какие идеи
современной науки
созвучны философско-
мистической картине?
Что такое
религиозные психопрактики
и почему они важны
для современного человека?

 


Жиртуева Н.С.  «Философско-мистические традиции мира»

Монография

 

Работа носит междисциплинарный характер.

Находится на пересечении философии, религиоведения, физики, психологии.

Данная монография может быть интересна

специалистам разных направлений

 

Краткое описание

Глава I. «Философско-мистические учения как предмет исследования»

Предлагается оригинальная типология философско-мистических учений мира.

Рассматриваются такие важные вопросы как единство и многообразие религиозного опыта человечества. Существует ли общее начало в таких разных религиях как индуизм, буддизм, христианство, ислам, иудаизм? Что объединяет и отличает эти религии между собой? Что мешает человеку быть счастливым?

 

Глава II.  «Имманентные мистические традиции»

В этой главе анализируются особенности теории и практики индуистской йоги, буддизма и даосизма.

Посвящена учениям, сформировавшимся на основе «религий чистого опыта» - джняна-йога, бхакти-йога, тантра-йога, раджа-йога, махаяна, ваджраяна, дзен-буддизм, даосизм. Эти мистические традиции лишены представлений о сверхъестественном, надприродном Абсолюте. Они воспринимают Его как безличное Чистое Сознание (направления индуизма); Единое Начало, из которого рождается бытие (даосизм); Пустоту, которая содержит в себе всю Полноту бытия (буддизм махаяны). Путь имманентной мистики сопровождается достижением просветленного или пробужденного состояния сознания. Основными методами психопрактики являются медитативное созерцание, психосоматические упражнения и дисциплинарный аскетизм. 

 

Глава III.  «Трансцендентно-имманентные мистические традиции»

В этой главе анализируются особенности теории и практики мистических учений христианства и ислама.

Исследуются учения, сформировавшиеся на основе христианства и ислама – исихазм, суфизм, католическая мистика любви. Они опираются на идеи монотеизма и креационизма, утверждая принципиальную разноприродность Бога и мира, «тварного» и «нетварного». Только в мистическом акте преодолевается бездна между Творцом и творением: трансцендентный Бог становится имманентным человеку. Это мистика преображения несовершенной человеческой личности по образу и подобию совершенной Божественной личности. Мистик достигает состояния высшего совершенства – святости.

Основными методами психопрактики являются молитва любви-доверия, психосоматические упражнения и дисциплинарный аскетизм.

 

Глава IV. «Пантеистические мистические традиции»

В этой главе анализируются особенности теории и практики мистических учений иудаизма и христианства.

Посвящена учениям, которые зародились в недрах «религий откровения» и были направлены на преодоление расстояния между Творцом и творением. Они возможны в том случае, когда надмировой Абсолют растворяется в творении, осуществляет эманацию в мир. Так возникают пантеистические имманентные традиции иудаизма (Каббала и хасидизм) и католическая созерцательная мистика М. Экхарта.

 

Глава V. «Мистика и псевдомистика в современной культуре»

В этой главе анализируются особенности теории и практики современных  мистических учений и псевдомистических учений.

Современные мистические традиции рассматриваются на примере учений Ошо Раджниша, Шри Раманы Махарши и Карлоса Кастанеды. В контексте псевдомистики рассматриваются психоделическая молодежная культура, современные медитативные практики, лишенные представлений об Абсолюте, а также практика аффирмаций.

 

Глава VI. «Практическое измерение мистики»

Посвящена исследованию практического использования мистических учений в жизни человека и общества, а также сравнительному анализу мистической и научной картины мира.

Делается вывод, что теория «иерархии потребностей» психолога А. Г. Маслоу соответствует мистическому учению об уровнях сознания человека. Анализируются особенности каждого уровня сознания. Подробно рассматриваются особенности основных методов мистической психопрактики исциплинарного аскетизма, психосоматических упражнений, медитативного созерцания и молитвы. Анализируется социальный вектор мистических учений, направленный на преображение общества. Большое внимание уделяется рассмотрению тех идей современной науки, которые созвучны мистической картине мира, свидетельствуя о фундаментальном единство человеческого знания. Это квантовая теория, реляционный холизм, синергетика, эволюционизм.

 

Оглавление скачать (.docx)
Предисловие скачать (.docx)
Психопрактика скачать (.docx)